Оценка физического развития по центильным таблицам. Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития

Ав. Варвара Константинова

Каждый ребенок индивидуален – это не секрет. Однако существуют показатели, которые у детей в определенных возрастных группах должны соответствовать среднестатистическим нормам. Такие параметры помогают врачу определить возможное наличие проблем со стороны физического и психического развития, а также предположить наличие какого-либо заболевания.

Оценка физического развития ребенка – очень важный момент для любого доктора и, конечно, для родителей. Что обозначают все эти шкалы, оценки и таблицы в жизни малыша и откуда они берутся?

Новорожденный

Когда ребенок только появляется на свет, он сразу получает свои первые оценки. По шкале Апгар в первую и пятую минуту жизни малыша неонатолог выставляет определенное количество баллов. От этих двух цифр зависит то, останется ли он с мамой или ему требуется дополнительная медицинская помощь, решается вопрос о первых прививках.

Малыш до года

После того как ребенку исполнится один месяц, мама обязательно должна носить малыша на плановые приемы к педиатру. Это происходит по графику, когда грудничку исполняется:

  • один месяц;
  • три месяца;
  • шесть месяцев;
  • девять месяцев;
  • двенадцать месяцев.

На этих приемах в обязательном порядке проводится оценка физического развития по центильным таблицам. Также записывают возраст, когда ребенок начал улыбаться, первый раз сел, встал, сделал первые шаги, сказал первое слово, сроки прорезывания зубов. Измеряют:

  • Вес.
  • Длину тела.
  • Объем/окружность головы.
  • Размер грудной клетки.
  • Температуру тела.
  • Размер родничка.

На основании этих данных и возможных жалоб матери, ребенка могут отправить на дополнительные анализы или прием специалиста. В остальных случаях выставляется оценка физического развития по центильным таблицам. Нормой развития по данным таблицам всегда считается попадание в средние коридоры, то есть в интервале 25–75 процентов. Но ребенок может также развиваться вполне нормально, если данные по всем показателям находятся в одинаковом диапазоне, ниже или выше среднестатистического (в этом случае говорят об особенностях телосложения).

Центильные таблицы для мальчиков до года

Для измерения роста малыша до года в поликлинике используют специальную доску с бортиками. К одному из них прижимают головку ребенка, к другому – ножки.

Возраст
мальчика, в месяцах

Рост мальчика

Центильный интервал, %

3-9

10-24

25-49

50-74

75-89

90-96

97-100

новорожденный

46, 5

48

49, 8

51, 3

52, 5

53, 5

55

1

49, 5

51, 5

52, 7

54, 5

55, 5

56, 5

57, 5

3

55, 5

56, 5

58, 1

60

61

62

64

6

61, 5

63

65

66

68

69

71, 5

9

67, 5

68, 2

70

71, 5

73, 2

75

79

12

71

72, 5

74

75, 5

77, 3

80

82

Центильные таблицы для мальчиков и девочек также содержат данные размера головы ребенка. Несоответствие стандартам по этому параметру является поводом направить малыша к невропатологу.

Возраст
мальчика, в месяцах

Окружность головы мальчика

Центильный интервал, %

3-9

10-24

25-49

50-74

75-89

90-96

97-100

новорожденный

33

34

34-35

35

35-37

37

37, 5

1

34, 5

35, 5

36, 5

37

38

39

40, 5

3

38

39

40

40, 5

41, 5

42, 5

43, 5

6

41, 5

42

43

44

45

45, 5

46, 5

9

43, 5

44

45

46

46, 5

47, 5

48

12

44, 5

45, 5

46

47

48

48, 5

49, 5

Факторы, влияющие на физическое развитие

Физическое здоровье ребенка – это главный показатель состояния его здоровья. Оно зависит от нескольких факторов:

  • климатических условий;
  • наследственности;
  • питания;
  • уровня материального благополучия семьи;
  • соблюдения режима дня;
  • отношения родителей к ребенку;
  • психологической атмосферы в семье.

Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития детей после года

Оценка физического развития детей после года происходит по следующим показателям:

  • Соматические показатели (вес в кг, рост в см, окружность грудной клетки в см).
  • Соматоскопические показатели (состояние покровов кожи, слизистых, развитие подкожно-жировых отложений, развитие опорно-двигательной системы, уровень полового развития).
  • Физиометрические показатели (сила мышц, емкость легких, артериальное давление, частота пульса).
  • Общее состояние здоровья (перенесенные заболевания, наличие хронических недугов).
  • Методы оценки физического развития строго унифицированы, поскольку, только проводя измерения в одинаковых условиях и одинаковыми инструментами, можно говорить о сопоставимости и достоверности результатов исследования.

    Соматические показатели

    Оценка физического развития ребенка часто происходит таким образом: соматические показатели развития конкретного ребенка сопоставляют с центильными таблицами согласно возрасту и полу. Как выглядят эти таблицы для мальчиков, можно рассмотреть ниже.

    Возраст
    мальчика

    Рост мальчика

    Центильный интервал, %

    3-9

    10-24

    25-49

    50-74

    75-89

    90-96

    97-100

    2 года

    81

    83

    84, 5

    87

    89

    100

    94

    3 года

    88

    90

    92, 5

    96

    100

    102

    104, 5

    5 лет

    99

    101, 5

    104 ,5

    108, 5

    112

    114, 5

    117

    7 лет

    111

    113, 5

    117

    121

    125

    128

    130, 5

    10 лет

    126, 5

    129, 5

    133

    138

    142

    147

    149

    Для девочек показатели роста немного отличаются. До двух лет они обычно немного меньше мальчиков, но после догоняют и даже опережают в росте.

    Возраст
    девочки

    Рост девочки

    Центильный интервал, %

    3-9

    10-24

    25-49

    50-74

    75-89

    90-96

    97-100

    2 года

    80

    82

    83, 5

    85

    87, 5

    90

    92, 5

    3 года

    89

    91

    93

    95, 5

    98

    100, 5

    103

    5 лет

    100

    102, 5

    105

    107, 5

    111

    113, 5

    117

    7 лет

    111

    113, 5

    117

    121

    125

    128

    131, 5

    10 лет

    127

    130, 5

    134, 5

    19

    143

    147

    151

    Исследование соматоскопических показателей

    Методы оценки физического развития включают в себя ряд основных показателей измерения. Их можно изучить в следующей таблице.

    Признак

    Параметры

    Норма

    Примечание

    Жироотложение

    Толщина жировой складки на животе

    1-2 см

    Сбоку на уровне пупка и под лопаткой

    Форма и особенности развития грудной клетки

    Цилиндрическая, плоская, коническая, смешанная, рахитическая, бочкообразная

    Цилиндрическая

    Иногда у детей младшего возраста нормой может считаться грудная клетка смешанного типа

    Костяк

    Тонкий, коренастый, промежуточный

    Позвоночник

    Нормальный, кифотический, лордостический

    Нормальный – имеет s-образную форму в сагиттальной плоскости

    К деформации позвоночника относятся также сколиозы

    Форма ног

    Сводчатая, плоская, уплощенная

    Сводчатая (нормальная)

    Физиометрические показатели

    Оценка физического развития школьников происходит в том числе с помощью измерения функциональных показателей организма:

    1. Жизненная емкость (объем) легких – это показатель силы дыхательной мускулатуры и объема легких. Измерение проводится с помощью воздушного спирометра или водяного. Возрастные показатели у детей разного пола и возраста будут отличаться.

    Возраст

    Пол

    Девочки

    Мальчики

    Объем, мл

    Сила

    Объем, мл

    Сила

    8 лет

    1474

    280

    1670

    301

    10 лет

    1903

    360

    2000

    409

    15 лет

    3022

    433

    3670

    729

    2. Сила мышц рук – степень развития мускулатуры. Измерение проводится прибором, который называется ручным динамометром.
    3. Становая сила – сила разгибающих тело мышц в тазобедренных суставах.
    4. ЧЧС – частота сердечных сокращений.

    Возраст, лет

    Количество ударов в минуту

    1

    120-125

    3

    105-110

    5

    93-100

    7

    85-90

    10

    78-85

    15

    70-76

    5. Артериальное давление начинают замерять после семи лет. В норме с этого возраста систолическое (верхнее) должно быть в пределах 100–120 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) – 60–80 мм рт. ст.

    Оценка физического развития по этим показателям производится путем сопоставления индивидуальных показателей и средних значений, характерных для данной возрастной и половой группы детей.

    Другие методы оценки развития

    Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития используются и в других методах:

  • Метод антропометрических стандартов/сигмальных отклонений. При использовании этого метода производят расчет пропорциональности развития. Этот метод сегодня используют редко, так как он не отображает полной картины развития, а исследует элементы обособленно.
  • Шкалы регрессии. Таблицы для оценки этим методом составлены с учетом корреляционных связей, что является несомненных плюсом метода. Но он не может применяться для детей с непропорциональным развитием по отдельным признакам.
  • Одномерная шкала Матвеевой Н. А. Этот метод используется при поступлении в первый класс, при переходе в 3, 8 и 6-й классы. Он учитывает одиннадцать признаков развития:
    – вес тела,
    – рост;
    – окружность (объем) грудной клетки;
    – количество коренных зубов;
    – емкость легких;
    – частоту (количество ударов в минуту) пульса;
    – размер жировой складки в районе пупка;
    – силу мышц левой руки;
    – силу мышц правой руки;
    – минимальное и максимально артериальное давление.
    Этот метод достаточно развернутый, но имеет такой же недостаток, как метод антропометрических стандартов. Поэтому оценка физического развития будет точнее, если использовать двумерные центильные таблицы, в которых учитывается зависимость длины тела от массы.
  • Двумерная центильная таблица. Оценка происходит по восьмибалльной шкале, которая учитывает соотношение пола, возраста, длины и веса тела.
  • Центильная таблица по И. М. Воронцову. В ней используется шкала, которая учитывает три основных показателя – длину тела, вес ребенка и размер грудной клетки. Тесты (скрининги) по этому методу используют при профилактических осмотрах с целью определения группы детей с выраженными отклонениями развития.
  • Комплексный метод.
  • Комплексный метод оценки физического развития

    Все рассмотренные ранее методы учитывают только морфологические данные оценки развития, но для растущего человека естественным и необходимым является учет биологического развития. Комплексный метод включает в себя:

    • Оценку биологического возраста (степени соответствия возрасту созревания систем и органов ребенка). Критерии: прибавки веса и длины тела за год, возраст по количеству зубов, половое созревание, развитие костного аппарата.
    • Тип конституции телосложения по соотношению формы ног, живота, грудной клетки, спины, развития мышц, костей, жировой ткани.
    • Оценку гармоничности особенностей развития по соотношению роста и веса тела.

    Комплексная оценка физического развития, которую проводят в учреждениях лечебно-профилактической направленности, а также при проведении развернутых медицинских осмотров позволяет в зависимости от совокупности данных разделить детей на пять различных групп здоровья:

    • I группа. К ней относятся дети без хронических заболеваний, не болеющие или редко болеющие, развивающиеся в физическом и психическом плане без отклонений.
    • II группа. К этой группе относится категория детей без хронических болезней и болеющих не более четырех раз в год, имеющих риски развития хронических заболеваний, возможно наличие несущественных отклонений по уровню функционирования систем и органов.
    • III группа определяет детей с хроническими болезнями, патологиями (врожденными, не мешающими организму нормально функционировать), часто болеющих (более четырех раз в год).
    • IV группа. Дети с пороками развития (врожденными), хроническими заболеваниями, нарушающими нормальное самочувствие и общее состояние организма.
    • V группа. К этой группе относятся дети, болеющие серьезными хроническими заболеваниями, вызывающими очевидные расстройства и нарушения функционирования организма.

    Подростки

    Оценка физического развития подростков не отличается от методов оценки, применяющихся для всех детей. Во все таблицы и шкалы включены данные для детей до 17 лет.

    Хотя, конечно, нельзя забывать, что развитие девочек после девяти лет и мальчиков после одиннадцати будет существенно отличаться от развития детей более младшего возраста.

    В подростковом возрасте происходят существенные изменения в пропорциях тела и развитии органов и систем:

    • Девочки до 14 лет существенно опережают своих сверстников по параметрам веса, роста, размера грудной клетки.
    • За этот период происходит сильный скачок роста (девушки успеют вырасти примерно на 25 сантиметров и прибавить 25 килограмм; юноши – 35 сантиметров и 35 килограмм).
    • К 13-15 годам полностью завершится формирование вторичных половых признаков.
    • Продолжается активное формирование нервной, психической, сердечно-сосудистой, эндокринной систем.
    • Пульс и давление постепенно приближаются к показателям взрослого человека и в 18 лет остановятся на цифрах 120 на 65 у девушек и 115 на 60 у юношей.

    Стоит отметить, что ускоряющиеся темпы физического развития (акселерации) значительно изменили за последнее время нормы соматических показателей.

    Источник

    Поделитесь новостью с друзьями: